Казахстан прием на работу 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Казахстан прием на работу 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы понять разницу между приемом на работу гражданина из страны ЕЭС и другого иностранца, достаточно ознакомиться с данными в таблице:

Казахстан и прочие страны договора Граждане других стран
Патент или разрешение на работу Не требуется Обязательно
Приглашение на въезд Не нужно. Работодатель просто уведомляет о трудоустройстве иностранца отдел миграции МВД В большинстве случаев обязательно
Подтверждение документов об образовании Не нужно, за исключением таких специальностей, как врач, фармацевт, юрист или педагог Необходимо

Граждане Казахстана, прибывшие для трудоустройства в РФ, могут продлевать миграционную карту на весь срок действия трудового договора, но не более 12 месяцев. Также им необходимо вставать на миграционный учет лишь в том случае, если период их пребывания на территории России будет превышать 30 суток.

Прием на работу гражданина Казахстана в 2021 году

Несмотря на то, что данный документ практически такой же, как тот, который регулирует отношения нанимателя и работника РФ, есть некоторые важные детали:

  • договор может быть бессрочным (хотя некоторые наниматели делают иначе, но в этом нет необходимости);
  • в патенте на работу нет нужды (это же правило относится и к другим жителям стран-участниц ЕАЭС);
  • у работника должны быть нужные для данной процедуры документы;
  • указать в документе информацию о РВП;
  • отметить в документе данные полиса ДМС (при получении полиса обязательного медстрахования это нужно будет указать в доп. соглашении);
  • договор можно составить и на казахском, и на русском языках, если ИГ (иностранный гражданин) не владеет последним;
  • указать в документе место, где живёт иностранец.

Важно! Некоторые наниматели могут указывать в договоре информацию об условиях оплаты переезда в РФ и после обратно в РК, данные о предоставлении жилья. Всё это можно отобразить в документах.

Существуют некоторые отличительные черты процесса трудоустройства ГК (гражданина Казахстана), о которых работодателю необходимо знать. Перечислим их ниже:

  • нанимателю нет необходимости оформлять разрешение на трудоустройство иностранца;
  • принять на работу можно лишь совершеннолетнего;
  • ГК нельзя находиться на муниципальной службе и вести ряд других видов деятельности (они указаны в ст. 14 ФЗ от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ);
  • соблюдать долю иностранных работников в организации нет необходимости.

Жителей другого государства с ВНЖ и РВП устраивают на рабочие места также, как и жителей РФ. Важно лишь обратить внимание на срок действия документов, благодаря которым иностранец может жить в нашей стране.

Если гражданин РК пришёл по вакансии и полностью подошёл нанимателю, кадровик должен будет трудоустроить иностранца. Сделать это нужно следующим образом:

  1. Нужно проверить, есть ли у иностранца в наличии необходимый пакет документов, а именно:
  • паспорт;
  • удостоверение личности (ВНЖ не считается);
  • миграционная карточка (она является обязательной в данной ситуации, но лишней не будет);
  • СНИЛС;
  • идентификационный номер налогоплательщика (также не обязателен);
  • полис ДМС.

2. Ознакомить гражданина РК с документами компании, коллективным договором;

3. Заключение самого трудового договора (ТД);

4. После нужно издать приказ о приёме в компанию на основании ТД;

5. Проведение инструктажа по охране труде, рассказать о безопасном поведении на рабочем месте;

6. Оформление личного дела нового сотрудника;

7. Внесение записи в трудовую книжку о новом месте работы (если данного документа у иностранца нет, его нужно завести).

Прием на работу гражданина Казахстана (пошаговая инструкция) в 2021 году

Миграционный учёт – важный пункт, который нельзя игнорировать нанимателю. Это деятельность, в рамках которой в России фиксируют информацию о месте пребывания и жительства иностранца, о его перемещении.

В закон № 109-ФЗ, регулирующий данный вопрос, были внесены поправки. Теперь ставить и снимать с учёта наниматели должны лишь тогда, когда они предоставляют сотрудникам-иностранцам помещение, в котором те будут жить. В этом случае работодатель должен следить за сроками миграционного учёта, в какой-то степени контролировать сотрудника-иностранца (он обязан будет проживать именно там).

В результате компания должна принять решение, будет ли она предоставлять гражданину РК помещение, или же он сам решит эту проблему. Ведь ответственность в случае, если иностранцу выделят комнату или квартиру, ляжет на плечи работодателя.

Если всё же организация примет решение о предоставлении гражданину РК помещения, нужно будет обратиться в отдел по вопросам миграции МВД по месту нахождения. Для этого необходимо собрать пакет следующих документов:

Если в некоторых случаях наниматель может не заниматься постановкой на миграционный учёт иностранца, об увольнении нужно сообщать всегда. Необходимо выполнить свои обязательства в течение трёх рабочих дней. Аналогичную процедуру важно проводить при трудоустройстве иностранца.

Бланк о приёме на работу и увольнении не изменился за последние несколько лет. Кроме этого документа в других бумагах нет необходимости. Подать бланк нужно в ОВМ МВД лично или отправить по почте.

При этом сама процедура не особо отличается от увольнения гражданина РФ, однако свои особенности есть. Причины увольнения указаны в статье 327.6 ТК России. Отметим, что, если трудовой договор прекратился из-за окончания срока его действия, наниматель имеет 30 дней на увольнение сотрудника.

Организация и создание союза предоставит возможность не просто упростить и улучшить общий уровень преимущественной конкурентоспособности входящих в состав государств. Также нужно улучшить уровень благосостояния граждан. Добиться подобного итога можно посредством упрощения процедуры устройства в компанию и значительного повышения и укрепления экономики.

Президент РФ В.В. Путин.

Чтобы понять, в чем заключается разница между устройством на работу обычного иностранца и того, чья страна оформила договор с РФ, стоит изучить сведения в данной таблице:

Момент

Казахстан и другие страны соглашения

Граждане иных мировых государств

Патент или официальное разрешение на труд

Не нужно

Нужно

Приглашение на въезд

Не нужно. Работодатель отправляет уведомление о трудоустройстве иностранца в отдел миграции

В массе случаев является обязательным

Подтверждение документов о полученном образовании

Не требуется, за исключением таких специальностей, как медик, фармацевт, юрист и педагог

Необходимо всегда

Жители республики, что приехали в Россию на работу, могут продлевать миграционную карту на все время действия заключенного предварительно соглашения. При этом установлено максимальное ограничение в 12 месяцев.

Что касается миграционного учета, то вставать нужно только в том случае, если общее время пребывания в РФ, будет значительно больше положенных 30 суток.

Изменения в Трудовом кодексе РК с 11.01.2021 года

По той причине, что для иностранца трудоустройство тесно соприкасается с оформлением РВП, данную операцию стоит тщательно рассмотреть отдельно. Чтобы получить необходимое разрешение, иностранный гражданин должен убедиться, нет ли квот. Если они есть, можно получить разрешение в упрощенном порядке.

Для получения положенного разрешения иностранец должен предоставить в отдел миграции такой пакет документов:

  • анкета, составленная в соответствии с правилами;
  • паспорт гражданина;
  • фото 3 на 4 см;
  • платежный документ по оплате госпошлины;
  • сертификат о знании и понимании языка;
  • специальная медицинская справка, подтверждающая отсутствие заболеваний инфекционного характера.

Важно! Разрешение действует три года. Документ можно продлить или при необходимости запустить процесс оформления ВНЖ.

После устройства на работу, работодатель должен уплачивать за сотрудника НДФЛ. Это один из главных взимаемых с з/п налогов. Избежать его уплаты невозможно. Выплата производится в строго установленном размере.

Что касается взносов, то их суммы разнятся. Они зависят от выплачиваемой сотруднику з/п. Имеет значение статус мигранта, трудоустроенного официально. Вот главные положения в данном вопросе:

  1. Наличие разрешения на проживание в России. В подобном случае из страховой з/п будет удерживаться 22%. Другого характера положенные суммы равны тем, что взимаются с сотрудников РФ, которые работают по трудовому соглашению.
  2. Если в соглашении зафиксировано, что период его действия не превышает полгода, никакие взносы не будут взиматься. Соответственно получаемая на руки з/п будет неизменной.
  3. 22% от получаемой з/п потребуется отдавать физическим лицам. Если они планируют трудиться на предприятии более полугода. К другим перечислениям иностранцы не имеют отношения.
  4. Существует одна обязательная сумма для выплаты. Получают ее вне зависимости от того, какой статус имеет гражданин Казахстана. Речь идет о взносах в случае наступления несчастного случая или получения травмы в период осуществления трудовых обязанностей.

Официально принятый на работу житель республики имеет право на налоговые вычеты. Но здесь важно соблюсти одно условие. Если до конца отчетного года гражданин проживает в РФ менее 183 дней, НДФЛ будет 30%, а вычеты фигурировать уже не будут.

Чтобы избежать разных ошибок в процессе трудоустройства, стоит изучить самые часто встречающиеся. Подобные недочеты и варианты исправления стоит рассмотреть более подробно.

Ошибка 1. Нельзя продлевать миграционную карту без выезда.

Чтобы продлить данный важный документ, нужно обратиться в отдел миграционного контроля. Сделать это можно исключительно при веских обстоятельствах – получение РВП, оформление трудового соглашения, зачисление в ВУЗ, расположенный на территории России.

Ошибка 2. В России можно находиться с просроченной миграционной картой. Главное официальное трудоустройство.

Это достаточно ошибочное мнение. Если не продлить данный документ, можно столкнуться с денежным штрафом. Его размер равен 5000 руб. Чтобы пребывать в России на законном основании и работать, без продления миграционной карты не обойтись. Это дело самого гражданина. Что касается работодателя, то он должен своевременно отправлять уведомления в миграционный отдел о том, что принял иностранца на работу.

С той же целью, с какой рассматриваются часто встречающиеся ошибки, стоит изучить некоторые распространенные вопросы по трудоустройству иностранных граждан.

Вопрос № 1. Мама – гражданка Казахстана. Дети имеют гражданство России. Может ли женщина обладать двойным подданством, живя и работая в России?

Это невозможно. Двойное гражданство России предусмотрено исключительно для граждан таких республик, как Туркменистан и Таджикистан.

Вопрос № 2. Житель республики Казахстан стоит на официальном учете в миграционном отделе по трудовому соглашению до 10 июня. Была осуществлена смена работы. Следует ли регистрироваться снова? Изменится ли крайняя дата или дозволенный период нужно продлевать?

В подобной ситуации следует встать на учет в миграционной заново. В противном случае перед человеком встанет необходимость покинуть Россию до 10 июля.

Итак, если вы приняли решение взять на работу граждан Казахстана, попросите физлицо подготовить комплект необходимых документов:

  • паспорт, подтверждающий гражданство наемного сотрудника;
  • часть сертификата о постановке работника на миграционный учет, она отрывается от всего бланка;
  • соглашение о медицинском страховании (полис);
  • миграционная карта, где графа «Цель визита» заполняется словом «Работа»;
  • оригинал сертификата, в котором идет речь о владении казахов русским языком, подтверждает знание истории России и норм основных законодательных актов РФ;
  • трудовая книжка.

Если какого-либо из этих документов у казаха нет в наличии, с регистрацией придется повременить. Исключение составляет трудовая книжка, обратите на этот документ особое внимание. Трудовая книжка может быть выполнена в нескольких образцах:

  • если это сертификат, оформленный еще с советских времен, то его разрешено продолжать заполнять, он действует на территории РФ;
  • если трудовая книжка выпущена и предоставлена в пользование в Казахстане, на территории других стран она считается недействительной, в том числе и в России;
  • трудовая книжка не понадобится лишь в том случае, если между нанимателем и наемным работником подписывается гражданско-правовое соглашение.

Что еще требуется от начальства предприятия? Если у граждан Казахстана есть статус временно или постоянно проживающих физлиц в России, работодателю стоит зарегистрировать их в качестве плательщиков взносов в ПФР. Пропустить этот пункт можно лишь в том случае, если свидетельство об обязательном пенсионном страховании уже есть – такое действительно возможно, если казахи раньше официально работали в России.

Прием на работу казахов невозможен без постановки их на учет. Как мы уже говорили, на это иностранцу и работодателю дается термин – 30 дней после пересечения границ России. Законодательные нормы в отношении приезжих из соседних государств таковы, что при въезде от граждан Казахстана в 2017 году не требуется получить штамп на билете, никаких документов оформлять тоже не нужно.

Поэтому работодатель ориентируется исключительно на билет, предоставленный работником. Сотрудникам отделения ФМС, к которому относится предприятие, остается только ориентироваться на дату подписания трудового контракта.

Не нужно думать, что постановку на миграционный учет можно на время отложить в сторону. Если вы этого не сделаете за 1 месяц, как того требует законодательство РФ, ожидайте уведомления о штрафных санкциях, и они немаленькие:

  • в 2017 году ИП за свою безответственность пожертвует суммой 400 000 — 1 000 000 рублей;
  • ответственность начальства ограничивается 35 000 — 70 000 денежных знаков в национальной валюте.

Как видите, работодатель сам заинтересован в скорейшей постановке казахов на миграционный учет. Не нужно перекладывать эту обязанность на плечи наемных работников, лучше сделайте все сами или поручите соответствующему должностному лицу, которому вы полностью доверяете.

Прием на работу, а именно постановка на учет, выглядит следующим образом:

  1. Воспользовавшись одним из отделений почты, отошлите уведомление оттуда.
  2. Узнайте, есть ли в вашем регионе центр, который предоставляет для предпринимателей края государственные и муниципальные услуги. Если он существует, проконсультируйтесь у сотрудников и оформите бумаги должным образом прямо на месте.
  3. Придерживаясь обозначенной формы, заполните графы уведомления и отдайте его в отделение ФМС, которое сотрудничает непосредственно с вашей фирмой.

Что нужно чтобы правильно заполнить уведомление? При составлении нельзя обойтись без паспорта гражданина Казахстана. Когда на руки новому работнику поступит отрывная часть свидетельства, попросите его отксерокопировать и предоставить вам ксерокопию на хранение. На этом прием на работу иностранца можно считать законченным.

Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;

2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;

3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;

4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников;

6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;

7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

Статья 19. Субъекты трудовых отношений

Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Руководитель филиала или представительства иностранного юридического лица осуществляет все права и исполняет все обязанности работодателя от имени данного юридического лица.

Статья 20. Представители работников и их полномочия

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии — выборные представители.

В случае если членство работников в профессиональных союзах составляет менее половины штатной численности работников организации, то интересы работников могут представлять профессиональные союзы и выборные представители.

Не допускается ведение коллективных переговоров между работодателем и работниками без участия профессионального союза, если в данной организации создан профессиональный союз.

2. Работники, не являющиеся членами профессионального союза, не принимавшие участие в избрании выборных представителей работников вправе делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам, выборным представителям работников. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы, выборные представители работников обеспечивают представительство его интересов.

3. Выборные представители работников имеют право:

1) представлять и защищать трудовые права и интересы работников;

2) вести с работодателем коллективные переговоры по разработке проектов и заключению коллективных договоров;

3) в соответствии с коллективными договорами посещать рабочие места для изучения и принятия мер по обеспечению нормальных условий труда;

4) участвовать в урегулировании трудовых споров между работником и работодателем в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Кодекс дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI

Статья 20-1. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей и их полномочия

1. Работодатели имеют право на добровольной основе создавать и вступать в объединения (ассоциации, союзы) работодателей.

2. Интересы работодателей в пределах делегированных им полномочий представляют объединения (ассоциации, союзы) работодателей в соответствии с настоящим Кодексом, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

3. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей представляют права и интересы своих членов через механизмы социального партнерства путем:

1) обеспечения гарантий прав работников и работодателей в сфере труда и совершенствования трудового законодательства Республики Казахстан;

2) работы в трехсторонних республиканской, отраслевых, региональных комиссиях по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений;

3) участия в разработке соглашений и их заключения;

4) участия в составе согласительной комиссии при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, примирительной комиссии и трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров;

5) консультаций и переговоров с представителями работников по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 21. Основания возникновения трудовых отношений

1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

2. В случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, учредительными документами, актами работодателя, заключению трудового договора могут предшествовать следующие процедуры:

1) избрание (выборы) на должность;

2) избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

3) назначение на должность или утверждение в должности;

4) направление на работу уполномоченными законами Республики Казахстан органами в счет установленной квоты;

5) вынесение судебного решения о заключении трудового договора.

3. Трудовые отношения с руководителем исполнительного органа юридического лица осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан, учредительными документами и трудовым договором.

Статья 22. Основные права и обязанности работника

Статья 24. Предмет трудового договора

По трудовому договору работник обязуется лично выполнять работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Статья 25. Гарантии равенства прав и возможностей при заключении трудового договора

1. Запрещается нарушение равенства прав и возможностей при заключении трудового договора.

2. Беременность, наличие детей в возрасте до трех лет, несовершеннолетие, инвалидность не могут ограничивать право заключения трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство

1. Не допускается заключение трудового договора:

1) на выполнение работы, противопоказанной лицу по состоянию здоровья на основании медицинского заключения;

2) с гражданами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на должности и работы, предусматривающие полную материальную ответственность работника за необеспечение сохранности имущества и других ценностей работодателя, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами);

3) с гражданами, лишенными права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Подпункт 4 изложен в редакции статьи 204 (действует с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (см. стар. ред.)

4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;

5) с иностранными студентами и стажерами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими справки из организации образования с указанием формы обучения или принимающей организации о прохождении профессиональной подготовки и (или) стажировки и разрешения на пребывание с целью получения образования;

6) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими разрешения на въезд и пребывание с целью воссоединения семьи и документ, подтверждающий состояние в признаваемом законодательством Республики Казахстан браке с гражданином Республики Казахстан;

7) на выполнение работ (оказание услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем — физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами.

Статья 63. Правила трудового распорядка

1. Правила трудового распорядка утверждаются работодателем.

2. В правилах трудового распорядка устанавливаются рабочее время и время отдыха работников, условия обеспечения трудовой дисциплины, иные вопросы регулирования трудовых отношений.

Статья 64. Дисциплинарные взыскания

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

1. За совершение работником дисциплинарного проступка работодатель или первый руководитель национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправе применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

2. Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, не допускается.

См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров».

Статья 65. Порядок применения дисциплинарных взысканий

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

1. Дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. При наложении дисциплинарного взыскания первым руководителем национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, применяются положения настоящей статьи и статьи 66 настоящего Кодекса.

2. До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней письменное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

3. За каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

4. Акт работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания не может быть издан в период:

1) временной нетрудоспособности работника;

2) освобождения работника от работы на время выполнения государственных или общественных обязанностей;

3) нахождения работника в отпуске или межвахтовом отдыхе;

4) нахождения работника в командировке.

Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI

5) проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в отношении лиц, допустивших нарушения требований по безопасности и охране труда.

См.: Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 августа 2019 года на вопрос от 13 августа 2019 года № 562801 (dialog.gov.kz) «О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника в период отстранения его от работы»

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

5. Акт о наложении дисциплинарного взыскания объявляется работнику, подвергнутому дисциплинарному взысканию, под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подтвердить своей подписью ознакомление с актом работодателя об этом делается соответствующая запись в акте о наложении дисциплинарного взыскания.

Трудовой кодекс Республики Казахстан 2021

Статья 80. Виды времени отдыха

Видами времени отдыха являются:

1) перерывы в течение рабочего дня (рабочей смены):

перерыв для отдыха и приема пищи;

внутрисменные и специальные перерывы;

2) ежедневный (междусменный) отдых;

3) выходные дни (межвахтовый отдых);

4) праздничные дни;

5) отпуска.

Статья 81. Перерыв для отдыха и приема пищи

1. В течение ежедневной работы (рабочей смены) работнику должен быть предоставлен один перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее получаса.

2. Время предоставления перерыва для отдыха и приема пищи, его продолжительность устанавливаются правилами трудового распорядка, трудовым, коллективным договорами.

3. Время перерыва для отдыха и приема пищи не включается в рабочее время. На работах, где по условиям производства предоставление перерыва невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в специально оборудованном месте. Перечень таких работ, порядок и место для отдыха и приема пищи устанавливаются коллективным договором или актами работодателя.

Статья 82. Внутрисменные и специальные перерывы

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

1. На отдельных видах работ работникам предоставляются внутрисменные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, которые включаются в рабочее время. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются коллективным договором или актами работодателя, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

2. Работникам, работающим в холодное или жаркое время года на открытом воздухе, в закрытых необогреваемых помещениях, а также занятым на погрузочно-разгрузочных работах, предоставляются специальные перерывы для обогрева либо охлаждения и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогрева, охлаждения и отдыха работников.

3. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, отцам (усыновителям, удочерителям), воспитывающим детей в возрасте до полутора лет без матери, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа работы следующей продолжительности:

1) имеющим одного ребенка, — каждый перерыв не менее тридцати минут;

2) имеющим двух или более детей, — каждый перерыв не менее одного часа.

4. Перерывы для кормления ребенка (детей) по заявлению работника, указанного в пункте 3 настоящей статьи, присоединяются к перерыву для отдыха и приема пищи либо суммированные перерывы предоставляются в начале или конце рабочего дня (смены).

5. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время. За время перерывов женщинам, отцам, усыновителям (удочерителям) сохраняется средняя заработная плата.

Статья 83. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работника между окончанием работы и ее началом на следующий день (рабочую смену) не может быть менее двенадцати часов.

Статья 84. Выходные дни

1. Работникам еженедельно предоставляются выходные дни.

2. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе — один выходной день.

3. При пятидневной и шестидневной рабочей неделе общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами трудового распорядка.

4. Работникам (группе работников), занятым на непрерывных производствах или на производствах, остановка работы которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания населения, а также работающим вахтовым методом, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно согласно графикам сменности (графикам вахт).

5. Первый день Курбан-айта, отмечаемого по мусульманскому календарю, 7 января — православное Рождество являются выходными днями независимо от применяемых режимов работы и графиков сменности (графикам вахт).

6. Работник, находящийся в командировке, пользуется выходными днями в соответствии с правилами трудового распорядка работодателя, к которому он направлен.

Статья 85. Работа в выходные и праздничные дни

Статья 101. Нормирование труда

1. Нормы труда (времени, выработки, трудоемкости, обслуживания, численности) являются мерой затрат труда и устанавливаются для работника соответствующей квалификации в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

2. Разработка, введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.

3. Нормы труда подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

4. О введении работодателем новых норм труда работники извещаются не позднее чем за один месяц.

5. При разработке норм труда должны обеспечиваться:

1) качество норм труда, их оптимальное приближение к необходимым затратам труда;

2) установление одинаковых норм труда на одни и те же работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях;

3) прогрессивность норм труда на основе достижений науки и техники;

4) охват нормированием труда тех видов работ, для которых возможно и целесообразно установление норм труда;

5) техническая (научная) обоснованность норм труда.

6. Нормы труда в организации, на услуги (товары, работы) которой вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), утверждаются работодателем по согласованию с уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности и с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.

7. Типовые нормы и нормативы по труду разрабатываются и утверждаются отраслевыми ассоциациями работодателей, единые и (или) межотраслевые типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан по согласованию с представителями работников в установленном уполномоченным государственным органом по труду порядке.

8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.

Статья 102. Государственные гарантии в области оплаты труда

Государственные гарантии в области оплаты труда работников включают:

1) минимальный размер месячной заработной платы;

2) минимальный размер часовой заработной платы;

3) оплату за работу в сверхурочное время;

4) оплату за работу в праздничные и выходные дни;

5) оплату за работу в ночное время;

6) ограничение размера удержаний из заработной платы работника;

7) порядок и сроки выплаты заработной платы.

Статья 103. Размер заработной платы

1. Размер месячной заработной платы работника устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда. Размер месячной заработной платы максимальным размером не ограничивается.

Заработная плата выплачивается работнику за фактически отработанное им время, учтенное в документах работодателя по учету рабочего времени.

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.20 г. № 386-VI

1-1. Размер основной заработной платы работников направляющей стороны должен быть не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы, а также производственно-бытовым условиям в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.

Заработная плата работникам направляющей стороны выплачивается за фактически отработанное ими время, учтенное в документах по учету рабочего времени принимающей стороны.

Статья 120. Обязанность стороны трудового договора по возмещению причиненного ущерба (вреда)

1. Материальная ответственность стороны трудового договора за ущерб (вред), причиненный ею другой стороне трудового договора, наступает за ущерб (вред), причиненный в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия) и причинной связи между виновным противоправным поведением и причиненным ущербом (вредом), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

2. Сторона трудового договора, причинившая ущерб (вред) другой стороне, возмещает его в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

3. В трудовом, коллективном договорах может конкретизироваться материальная ответственность работника и работодателя.

4. Прекращение трудового договора после причинения ущерба (вреда) не влечет за собой освобождения стороны трудового договора от материальной ответственности по возмещению причиненного ущерба (вреда) другой стороне.

Статья 121. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться

1. Работодатель обязан возместить работнику не полученную им заработную плату и иные причитающиеся ему выплаты в случае незаконных перевода на другую работу, недопущения работника к рабочему месту, одностороннего изменения условий трудового договора, отстранения от работы, расторжения трудового договора.

2. Трудовым, коллективным договорами могут быть установлены дополнительные случаи возмещения работодателем ущерба, причиненного незаконным лишением работника возможности трудиться.

Статья 122. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и (или) здоровью работника

1. При причинении вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей работодатель обязан возместить вред в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан.

2. Вред, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, возмещается в полном объеме при отсутствии у работника страховых выплат, за исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи. При наличии страховых выплат работодатель обязан возместить работнику разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.17 г. № 80-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.)

3. При причинении вреда работнику, связанного с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от пяти до двадцати девяти процентов включительно, работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением его здоровья.

Размер расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещаемых работодателем в период установления степени утраты трудоспособности не может превышать двести пятьдесят месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на момент выплаты.

Выплата по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья, осуществляется на основании документов, подтверждающих эти расходы, представленных работником либо лицом, понесшим эти расходы. При этом возмещению не подлежат расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

См. также: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью».

Заголовок статьи 123 изложен в редакции Закона РК от 19.12.20 г. № 386-VI (см. стар. ред.)

Статья 123. Материальная ответственность работника, работника направляющей стороны за причинение ущерба работодателю или принимающей стороне

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения» и подпунктом 4) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения» утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 560, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2021 года № 22030 Квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2021 год.

Установление квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2021 год в процентном отношении к численности рабочей силы:

1) по разрешениям, выдаваемым местным исполнительным органом работодателю в размере 0,31%;

2) на привлечение трудовых иммигрантов в размере 2,7%.

Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:

-приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 560, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2021 года № 22030.

В соответствии с подпунктом 16-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 6 января 2021 года № 4, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 января 2021 года № 22048 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих выпуск 8 (далее – ЕТКС).

ЕТКС (выпуск 8) включает работы по: производству твердых сплавов, тугоплавких металлов и изделий порошковой металлургии; обработке цветных металлов; производству цветной металлургии (общие профессии); производству цветных, редких металлов и порошков из цветных металлов; производству электродной продукции.

Тарифно-квалификационные характеристики применяются при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим в организациях независимо от формы их собственности и организационноправовых форм, где имеются производства и виды работ, указанные в настоящем ЕТКС (выпуск 8).

Приложение к ЕТКС (выпуск 8):

Алфавитный указатель профессий рабочих

№ п

/п

Наименование профессии

Диапазон разрядов

Страница

Производство твердых сплавов, тугоплавких металлов и изделий порошковой металлургии

1.

Сварщик изделий из тугоплавких металлов

4

3

2.

Заготовщик химических полуфабрикатов тугоплавких металлов

2-4

4

3.

Спекальщик

3-6

6

4.

Аппаратчик карбидизации

3-6

10

5.

Аппаратчик печей восстановления

3-5

15

6.

Обработчик твердосплавных изделий

2-3

17

7.

Аппаратчик в производстве твердых сплавов и тугоплавких металлов

2-5

18

8.

Шлифовщик изделий из твердых сплавов и тугоплавких металлов

2-6

21

9.

Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 18 по 24 января 2021 года

В соответствии с пунктом 5 статьи 233 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» утверждены приказом Министр здравоохранения Республики Казахстан от 6 января 2021 года № ҚР ДСМ-4, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 января 2021 года № 22042, Правила отнесения лекарственных препаратов с учетом действующих веществ, входящих в их состав, к категориям лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту (далее – Правила).

Вышеуказанные Правила определяют порядок отнесения лекарственных препаратов к категориям лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту.

Согласно п. 4 Правил: К лекарственным препаратам рецептурного отпуска относятся:

1) лекарственные средства, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, подлежащие контролю в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;

2) лекарственные средства, предназначенные для парентерального введения;

3) лекарственные средства, в том числе диагностические лекарственные средства, применяемые только в условиях стационара;

4) лекарственные средства, назначение и дальнейшее употребление которых необходимо проводить при постоянном контроле врача;

5) лекарственные препараты, предназначенные для лечения заболеваний, диагноз которых устанавливается в условиях стационара или в учреждениях, располагающих необходимым диагностическим оборудованием, а применение лекарственного препарата и последующее наблюдение осуществляется в амбулаторных условиях;

6) лекарственные средства, содержащие лекарственную субстанцию, активность и (или) нежелательные реакции которой требуют дальнейшего изучения: впервые зарегистрированные лекарственные препараты с новым действующим веществом; лекарственные препараты с ограниченным опытом применения (с учетом пострегистрационного опыта применения лекарственного препарата в других странах, в том числе применения в общей популяции (при наличии клинических исследований); новая дозировка, новый режим дозирования, новый способ введения, новое показание к применению, новые возрастные группы;

7) лекарственные средства, представляющие опасность здоровью человека при их применении в соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата без медицинского наблюдения (токсичность, включая репродуктивную токсичность, генотоксичность, тератогенность, канцерогенность, серьезные нежелательные реакции, связанные с фармакологической активностью действующего вещества лекарственного препарата, серьезные непредвиденные нежелательные реакции, взаимодействия с часто используемыми лекарственными препаратами, которые могут вызывать серьезные нежелательные реакции, маскировку основного заболевания);

8) лекарственные средства, представляющие опасность здоровью человека при применении лекарственного препарата населением без соблюдения требований инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата (нежелательные реакции при длительном использовании лекарственного препарата: толерантность, кумулятивные эффекты, синдром отмены или рикошета, развитие зависимости, лекарственные взаимодействия).

9) лекарственные средства, подлежащие рецептурному отпуску по клиникофармакологическим группам согласно приложению 1 к настоящим правилам.

Согласно п. 5 Правил: Лекарственные препараты, относимые к безрецептурному отпуску, характеризуются:

1) отсутствием способности к кумуляции, широким терапевтическим диапазоном (терапевтической широтой лекарственного препарата);

2) наличием короткого периода полувыведения (не более 12 часов), степенью связывания с белками плазмы менее чем на 90 % или объемом распределения больше 35 литров, отсутствием клинически значимых взаимодействий с другими лекарственными препаратами, требующих изменения режима дозирования данного лекарственного препарата или взаимодействующих с ним лекарственных препаратов;

3) отсутствием ограничений для применения у детей любого возраста, при условии наличия лекарственной формы данного лекарственного препарата в дозировках, предназначенных для применения у детей; при наличии у лекарственного препарата ограничений его реализация без рецепта врача возможна только при условии четкого указания возрастного диапазона в инструкции по медицинскому применению (листок-вкладыш);

4) отсутствием медицинских противопоказаний при беременности и лактации;

5) лекарственные средства, подлежащие безрецептурному отпуску по клинико-фармакологическим группам согласно приложению 2 к Правилам.

В приложении 1 к Правилам указан перечень лекарственных средств, подлежащие рецептурному отпуску по клиникофармакологическим группам.

В приложении 2 к Правилам указан перечень лекарственных средств, подлежащие безрецептурному отпуску по клиникофармакологическим группам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 117 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 декабря 2020 года № 540,зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 декабря 2020 года № 21903 Правила подтверждения соответствия и присвоения квалификации педагога в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Правила).

Вышеуказанные Правила определяют порядок подтверждения соответствия и присвоения квалификации педагога в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования.

Согласно п. 2 Правил: Процедура подтверждения соответствия педагога проводится на основании оценки профессиональной подготовленности, подтверждения соответствия его квалификации в области образования, проводимой организацией по подтверждению соответствия и присвоению квалификации педагога, аккредитованной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Процедура подтверждения соответствия включает последовательное прохождение двух этапов проведения оценки квалификаций:

Первый этап — оценка знаний по соответствующей области образования путем, автоматизированного компьютерного тестирования с помощью тестовых вопросов по следующим модулям:

1) модуль «Оценка предметных знаний»;

2) модуль «Оценка педагогических компетенций и ценностей».

Второй этап — оценка навыков путем демонстрации выполнения навыков, по следующему модулю:

1) модуль «Оценка демонстрации практических навыков использования педагогических технологий».

По завершении процедуры подтверждения соответствия педагога выдается сертификат о подтверждении соответствия и присвоении квалификации педагога согласно приложению 3 к настоящим Правилам, в котором указывается один из двух статусов:

1) «подтверждено»;

2) «не подтверждено».

Педагог, получивший результат «не подтверждено», проходит повторную процедуру подтверждения соответствия по истечении месяца после подачи соответствующего заявления. Педагог, получивший результат «не подтверждено» при повторной процедуре подтверждения соответствия, допускается к процедуре подтверждения соответствия после прохождения курсов повышения квалификации.

Положительный результат процедуры подтверждения соответствия является основанием для присвоения квалификации педагога.

В приложении 1 к Правилам указана форма акта об исключении из здания педагога.

В приложении 2 к Правилам указан образец заявления для участия в процедуре подтверждения соответствия и присвоения квалификации педагога.

В приложении 3 к Правилам указана форма сертификата о подтверждении соответствия и присвоении квалификации педагога.

В приложении 4 указана форма апелляционного заявления.

В приложении 5 указана форма решения апелляционной комиссии.

Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:

-приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 декабря 2020 года № 540, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 декабря 2020 года № 21903.

Редакция до внесения изменений

Редакция после внесения изменений

Комментарий

О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2011 года № 645 «Об утверждении Правил аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности»

п.1-1

Отсутствует.

1-1. Государственная услуга по аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности оказывается согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 мая 2020 года № 196 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Аккредитация субъектов научной и (или) научно-технической деятельности» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20626).»;

Дополнено:

Государственная услуга по аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности оказывается согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 мая 2020 года № 196 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Аккредитация субъектов научной и (или) научно-технической деятельности» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20626).»;

п.5, 9, 10,12,15,16

п. 5. Аккредитация физических лиц, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, носит уведомительный характер с установлением минимальных необходимых требований к ним.

п. 9. Для получения аккредитации юридические лица представляют уполномоченному органу следующие документы:
1) заявление по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) рейтинговый лист;
3) нотариально заверенные копии учредительных документов: устава организации, свидетельства о государственной регистрации организации в качестве юридического лица, регистрационного номера налогоплательщика или бизнес-идентификационного номера организации;
4) копии документов, подтверждающих сведения, указанные в рейтинговом листе.
п. 10. Для получения аккредитации физические лица представляют уполномоченному органу следующие документы:
1) заявление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
2) нотариально заверенные копии: удостоверения личности, диплома о высшем образовании, диплома магистра, диплома о присуждении ученой степени, аттестата (диплома) о присвоении ученого звания.

п. 12. В аккредитации отказывается по следующим основаниям:
1) не представлены все документы, требуемые в соответствии с пунктами 9 или 10 настоящих Правил;
2) в представленных документах содержатся недостоверные или неполные сведения;
3) при отрицательной оценке деятельности аккредитуемого юридического лица, присваиваемой в соответствии с методикой оценки деятельности, утверждаемой уполномоченным органом.

п. 15. В случае изменения фамилии, имени, отчества физического лица и (или) наименования и места нахождения юридического лица, аккредитованные субъекты подают заявление в уполномоченный орган о переоформлении свидетельства об аккредитации с приложением документов, подтверждающих сведения в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящих Правил.
Уполномоченный орган не позднее двадцати календарных дней со дня подачи соответствующего письменного заявления переоформляет свидетельство об аккредитации.
При этом свидетельство об аккредитации, выданное ранее, признается утратившим силу и уполномоченным органом вносится соответствующая информация в базу данных аккредитованных Субъектов.
п. 16. В случае утери свидетельства об аккредитации уполномоченный орган по письменному заявлению аккредитованного субъекта в срок до пятнадцати календарных дней выдает дубликат свидетельства об аккредитации.

Исключить

п. 5, 9, 10, 12, 15, 16 исключены

п.11

п. 11. По итогам рассмотрения документов, указанных в пунктах 9, 10 настоящих Правил, уполномоченным органом принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации:
1) юридическим лицам в течение срока, не превышающего тридцати календарных дней.
При этом оценка деятельности юридических лиц проводится в соответствиии с методикой оценки деятельности, утверждаемой уполномоченным органом;
2) физическим лицам в течение срока, не превышающего пяти календарных дней.
В случае аккредитации физических лиц уполномоченный орган вносит их данные в перечень аккредитованных лиц в срок, указанный в настоящем подпункте.

Вопросы приема на работу иностранных граждан, в том числе и жителей Казахстана, имеют достаточно сложное правовое регулирование в Российской Федерации. . Учитывая, что Казахстан имеет с Россией общие границы, а также во многом разделяет общую историю и культуру, а граждане этого государства в большинстве владеют русским языком, таковой фактор не мог не повлиять на возможности для их трудоустройства. Еще сильнее сближает российское и казахстанское общество нахождение в едином пространстве ЕАЭС, что упрощает все нормативные процедуры как для работодателя, так и для работников.

Основные способы правового регулирования приема на работу казахов в России регулируются следующими действующими нормативными документами:

  • Глава 50.1 ТК РФ. Принципы статей, входящих в данную главу, касаются специфических нормативов, которые следует учитывать работодателю при оформлении трудовых взаимоотношений с иностранцами. К таковым могут быть отнесены отличия в процедуре расторжения договора и принятия иностранцев на работу.
  • ФЗ №115 от 25.07.2002. Данным Федеральным законом устанавливаются общегосударственные принципы нахождения лиц, не имеющих российского гражданства на территории РФ, а также различные режимы их трудоустройства и правовые статусы.
  • Договор ЕАЭС от 29.05.2014. Положения этого договора раскрывают собой основополагающие принципы сотрудничества государств, участвующих в Евразийском союзе, в том числе устанавливают особый режим трудоустройства для граждан таковых стран на территории всего ЕАЭС. Так как Казахстан является полноправным членом ЕАЭС, эти нормативы относятся и к его гражданам в полной мере.

В целом же, прием граждан Казахстана на работу в России для работодателей практически не имеет отличий в сравнении с трудоустройством Россиян. Кроме этого, значительно снижается процессуальная и бюрократическая нагрузка на российских работодателей и за счет того, что в отношении резидентов Казахстана нет необходимости устанавливать их точный правовой статус. Общие правила единого порядка трудоустройства действуют как на обладателей российского вида на жительство или РВП, так и на въехавших в ином порядке лиц.

Основные требования к приему на работу в 2021 году граждан Казахстана являются крайне простыми. Пошаговая процедура по приему на работу граждан Казахстана выглядит так:

  1. В первую очередь работодателю следует разместить вакансию, или же просто обработать входящее резюме. Привлечение к труду граждан Казахстана в общих своих принципах является аналогичным, как и в отношении россиян. Однако на данном этапе следует помнить, что работодатель не может устанавливать в требованиях национальность или гражданство соискателя – исключение составляют лишь государственные учреждения, в которых могут работать исключительно полноправные резиденты РФ.
  2. Соискатель предоставляет для проверки работодателю свои документы. При этом пакет документов при приеме на работу казахов может немного отличаться от требований, которые выдвигаются к российским гражданам. Более подробным образом перечень необходимых для трудоустройства документов будет рассмотрен далее..
  3. Непосредственное заключение трудового договора с гражданином Казахстана. Также, как и по отношению к россиянам, в отношении граждан Казахстана действуют все нормативные принципы и особенности трудового законодательства. То есть, с означенными кандидатами на рабочее место могут заключаться все виды трудовых договоров – срочные и бессрочные, о дистанционной или надомной работе. При этом, например, заключение срочного договора без надлежащих на это оснований, точно так же считается недопустимым.
  4. Работодатель обязан уведомить о приеме в свой штат сотрудников иностранца исполнительный орган по вопросам миграции. Ранее уведомление о приеме жителей Казахстана на работу отправлялось в ФМС, однако в связи с упразднением данной службы, уведомление направляется в управление по вопросам миграции МВД России. Срок для направления означенного уведомления составляет трое суток, высчитываемые со следующего после заключения договора календарного дня. Составляется этот документ по строго определенной законодательством форме.
  5. Осуществление трудовой деятельности. При приеме на работу гражданина Казахстана, работодателю следует помнить, что таковой сотрудник обладает всеми социальными гарантиями, закрепленными в положениях Трудового кодекса.
  6. Расторжение трудового договора. Определенные нюансы имеются и в случае прекращения трудовых взаимоотношений с иностранцами. В частности, необходимо в обязательном порядке уведомлять МВД о расторжении наличествовавшего ранее договора, и это уведомление также должно быть составлено по установленной форме и направлено в течение трехдневного срока с момента увольнения работника. При увольнении сотрудник тоже имеет право, как и россиянин, на получение выходного пособия, а также всей причитающейся зарплаты и компенсации неиспользованных отпусков.

Работодатель, как и по отношению к россиянам, при оформлении трудовых взаимоотношений, обязан истребовать от работников определенный перечень документов. Некоторые из них должны быть предоставлены соискателем в обязательном порядке, другие же работодатель может требовать по собственной инициативе. Документы от граждан Казахстана при их приеме на работу являются следующими:

К отличиям от приема на работу россиян следует отнести отсутствие необходимости предъявления гражданами Казахстана военного билета.

Также, в отличие от приема на работу по приглашению, работодатель не имеет права требовать и оформления медицинской страховки.

Следует помнить о том, что патент на работу в 2021 году для граждан Казахстана не требуется ни при каких обстоятельствах – более того, миграционная служба никак и не сможет оформить такой документ работнику.

Трудоустраиваться граждане Казахстана могут свободно по всей территории Российской Федерации, за исключением определенных законодательно ограниченных зон, таких как военные городки. Кроме этого, нельзя принимать на работу казахстанцев в государственные органы вплоть до момента получения ими полноценного гражданства. Сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства гражданам Казахстана также не требуется.

Ряд договоров значительно упрощает многочисленные торгово-экономические и миграционные мероприятия в пределах государств-участников. Одной из привлекательных сторон нового соглашения является пересмотр правил пребывания и процедуры трудоустройства граждан союза на территории РФ. Это нововведение должно было пойти на пользу всем членам соглашения: на сайте ЕАЭС появились сведения о снижении уровня безработицы.

Согласно новым требованиям законодательства, следующие документы для работы в России гражданам Казахстана нужно иметь на руках:

  • актуальный гражданский паспорт;
  • отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет;
  • договор добровольного медицинского страхования (полис ДМС);
  • заполненная миграционная карта с указанием «работа» в графе «цель визита».

Перспективы и основания трудоустройства для граждан Казахстана в 2021 году

Правовое поле трудоустройства иностранцев в России объединяет несколько нормативных актов. Вот главные:

  • В ТК РФ приему иностранных граждан на работу посвящена глава 50.1. Это статьи 327.1327.7
  • Закон №115-ФЗ от 25.07.2002 устанавливает правовые нормы пребывания иностранцев в РФ, в том числе, регламентирует трудовую деятельность (статья 13).
  • Закон №109-ФЗ от 18.07.2006 определяет правила миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Статьи 18.15–18.19 КоАП устанавливают админответственность за нарушение правил приема на работу иностранных граждан и установленных законом ограничений по их трудоустройству.

Список обязательных документов, а также действия работодателя и соискателя зависят от того, в каком статусе иностранный работник пребывает на территории России. Закон №115-ФЗ описывает следующие варианты:

  • Временно пребывающий. В эту группу попадают все иностранные граждане, которые находятся в России без вида на жительство, но обязательно с миграционной картой.
  • Временно проживающий. У представителей этой категории есть разрешение на временное проживание (РВП). Оно выдается на определенный срок, обычно это 3 года.
  • Постоянно проживающий. В этой категории — обладатели вида на жительства (ВНЖ) на 5 лет, которое можно продлевать. Допуск выдается тем, кто прожил в стране как минимум 12 месяцев.

В зависимости от гражданской принадлежности, временно пребывающий иностранец въезжает в Россию с визой или без. Для представителей Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии действует особый упрощенный режим трудоустройства, так как это страны-участницы ЕАЭС — Евразийского экономического союза.

В отдельную группу попадают высококвалифицированные специалисты. Для них — особые требования.

Далее разберем особенности трудоустройства каждой категории.

Для любых предложений по сайту: [email protected]

Трудоустройство специалистов из этой категории повторяет с процесс для остальных визовых иностранцев, начиная с Шага 3. Обращаться в центр занятости и писать в МВД заявление о приеме иностранного гражданина на работу не надо. С этой точки зрения решение кажется более простым для работодателя.

Но оно дороже обходится. Дело в том, что для иностранных высококвалифицированных специалистов (ВКС) установлен нижний предел зарплаты. Для большинства специалистов это 167 000 рублей в месяц (статья 13.2 закона №115-ФЗ).

ВКС тоже должны получить разрешение на работу в России, оплатив обычную пошлину в 3500 рублей.

Для любых предложений по сайту: [email protected]

Разрешение на временное проживание — это не всегда отдельный документ, может быть штампом в паспорте. Трудоустройство работников с таким статусом происходит по стандартной для россиян схеме, но кадровая работа с ними требует особого внимания.

Важно!

Если вы приняли в штат такого сотрудника, обратите внимание на «срок годности» РВП. Обычно это 3 года. Следите, чтобы разрешение было действительным в течение всего периода работы иностранца в вашей компании. Если нужно — напомните работнику о необходимости продления.

Для любых предложений по сайту: [email protected]

Работники с гражданством Армении, Белоруссии, Киргизии и Казахстана оформляются на работу так же, как и россияне. Патентов и разрешений им получать не надо.

К стандартному пакету документов при приеме на работу для иностранца может добавиться полис добровольного медицинского страхования. Но если работодатель сам заключит договор со страховой компанией, в этом нет необходимости, ведь у работника будет обязательная медстраховка.

Важно!

С сентября 2019 года изменились ограничения на квоты для ВКС. Полный список исключений — в Приложении к приказу Минтруда №490н от 05.07.2019.

Для любых предложений по сайту: [email protected]

Прием на работу иностранных граждан — что надо учесть в 2021 году

Договор ЕАЭСА был разработан в 2015 году, и на данный момент согласно его условиям распространяется на Россию, Киргизию, Казахстан, Беларусь и Армению. Благодаря нему граждане из указанных стран получили возможность быстро трудоустраиваться в РФ без оформления большого пакета документов, что существенно упростило им жизнь.

Особенности трудоустройства в данном случае подразумевают следующее:

  • Не нужно оформлять разрешения или патенты: достаточно получить ВНЖ на льготных условиях и начать трудовую деятельность;
  • Вам не потребуется специальное приглашение от работодателя: все, что нужно для работы в России – это оформить все документы в организации и уведомить о трудоустройстве иностранного гражданина миграционные органы, этим занимается работодатель;
  • У иностранцев из Казахстана нет необходимости доказывать наличие образования. Исключением являются только нескольких сфер, когда сдача экзаменов все же потребуется: юриспруденция, медицина, педагогическая деятельность.

Пример №1: разница между трудоустройством по статусу ВКС и по Договору ЕАЭС

Гражданин Литвы прибыл в Россию для постоянного проживания. Чтобы иметь возможность работать, ему пришлось оформлять патент, а работодатель оформил приглашение. Также им было получено РВП. В обоих случаях было затрачено несколько тысяч рублей для оплаты госпошлины, а также много времени для получения разрешительных документов.

Мужчина из Казахстана также приехал в Россию для трудоустройства. Все, что ему понадобилось – это оформленное в упрощенном порядке ВНЖ. Приглашение для него не делали, все документы он самостоятельно представил работодателю и был оформлен на предприятии руководителем производственного цеха.

Существует несколько особенностей, которые нужно учитывать каждому:

Регионы трудоустройства Не ограничены Исключение составляют закрытые городки или секретные зоны
Работа в правоохранительных органах и на государственных должностях Запрещена По закону занимать государственные должности или работать в правоохранительных органах могут только граждане РФ
Разрешение на работу и страховой полис Не требуется Патент или разрешение оформлять необязательно, страхование – по собственному желанию мигранта или работодателя
Служба в армии Ограничена Иностранцы не могут привлекаться для срочной службы в армии РФ, однако заключение контракта допускается

Перед тем, как трудоустраиваться, гражданин Казахстана должен подготовить заполненную карту мигранта и зарегистрироваться по месту жительства. Если он живет в собственной квартире, достаточно подать документы в МФЦ или УВМ МВД, предоставив свидетельство о праве собственности. Если же человек снимает жилое помещение, придется договариваться с арендодателем и оформлять прописку вместе с ним.

После получения регистрации нужно сделать следующее:

  1. Найти работу. Вы можете ехать в Россию без предварительного ознакомления с вакансиями, но лучше предусмотреть все нюансы заранее. Если же у вас уже есть потенциальный работодатель, ему только остается дождаться вашего приезда, оформлять приглашение не нужно.
  2. Подготовить документы. В некоторых случаях этому предшествует небольшая стажировка на несколько дней, чаще всего неоплачиваемая. Несмотря на то, что это прямое нарушение трудового законодательства, такая практика все же существует и позволяет не заниматься работодателем документальной волокитой в поисках подходящего сотрудника. Если вы приехали по договоренности с руководителем предприятия, скорее всего, вас сразу же оформят на работу на постоянной основе.
  3. Предоставить документы в организацию. Директор оформит приказ о приеме на работу на ваше имя – в нем нужно расписаться. Приступать к должностным обязанностям вы должны с даты, указанной в приказе или трудовом договоре. Договор заключается в обязательном порядке, также в отдел кадров вами должна быть предоставлена трудовая книжка для внесения записей.

Как видно из представленного выше, процесс трудоустройства граждан Казахстана от россиян заключается только в необходимости оформления регистрации. В остальном же процедура абсолютно идентична, никакие специальные статусы оформлять не нужно.

При устройстве на работу вами в организацию должны быть представлены следующие документы:

Название Где взять Срок действия
Заявление Пишется собственноручно на чистом листе формата А4 До подачи руководителю
Внутренний паспорт Регистрирующий орган Республики До достижения возраста замены
Трудовая книжка Бывший работодатель Неограниченно
Дипломы об образовании Образовательные учреждения Неограниченно
Миграционная карта Выдается на границе 90 дней

Обратите внимание! Миграционная карта действует всего 90 дней, и ее достаточно для трудоустройства в РФ, но недостаточно для постоянного проживания. Если вы планируете жить в РФ дольше, вам сразу после получения регистрации по месту жительства нужно оформить ВНЖ в упрощенном порядке.

Сколько иностранцев смогут взять на работу компании Казахстана

Ошибка №1. Казахстанцам обязательно нужно оформлять статус высококлассного специалиста и получать приглашение на работу.

Нет, между РФ и РК действует Договор ЕАЭС, согласно которому жители Казахстана в любой момент безо всяких проволочек могут приехать в Россию для трудоустройства. Несмотря на то, что ФЗ №115 обязывает это сделать, в данном случае он является нижестоящим актом, и руководствоваться нужно нормами международного договора.

Ошибка №2. Граждане Казахстана могут получать зарплату только наличными.

Нет, для этого работодатель может оформить для иностранного сотрудника банковскую карту и переводить туда заработную плату дважды в месяц, как и остальным работникам. Кроме того, иностранец вправе самостоятельно выбрать банк, в котором будет обслуживаться.

Оформление статуса высококвалифицированного специалиста, приглашения и разрешения на работу в РФ для граждан Казахстана не требуется, что существенно упрощает им процедуру трудоустройства. Чтобы работать в России, достаточно приехать сюда и получить РВП или ВНЖ, а если договор носит срочный характер, можно предоставить только миграционную карту.

Обновился порядок приёма сотрудников на работу в связи с внесением изменений в 2021 году в Трудовой Кодекс РК. С началом текущего года работодатели освобождены от обязанности по оформлению письменных отказов от трудоустройства будущих и настоящих матерей с малышами до трёх лет, а также несовершеннолетних и инвалидов.

Предприниматели получили мощный инструмент в защите своей коммерческой тайны и ноу-хау технологических процессов. Им разрешено заключать с сотрудниками соглашения о неконкуренции, что автоматически налагает на сотрудника запрет по использованию полученной информации после увольнения и перехода на работу в фирму конкурента.

«Развязаны руки» теперь у работодателей и в плане применения нормирования испытательного срока:

• он может быть установлен для всех специалистов, невзирая на их стаж, возраст и состояние здоровья;

• для руководящего состава (руководитель, главный бухгалтер, бухгалтер и менеджеры среднего звена) испытательный срок продлён до полугода, при этом повышение в это время не означает его прекращение;

• отменена необходимость предварительного уведомления (за 7 дней) сотрудника, находящегося на испытательном сроке, о расторжении с ним трудового контракта, теперь работодатель может сделать это без предупреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]