Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание централизованной бухгалтерии в муниципальном образовании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Интересно было бы также почитать о централизованных службах управления персоналом, особенно в части кадрового делопроизводства. На мой взгляд, с учетом введения ЭТК этот вопрос как никогда актуален. Применяется ли такой формат ведения кадрового делопроизводства на практике? Какие функции берет на себя централизованная служба, а какие остаются за отделом кадров на местах?
Площадкой централизации учетных функций органов государственной власти и казенных учреждений стало ГКУ «Областное казначейство». В структуре учреждения создано структурное подразделение — Центр бухгалтерского учета. Сегодня в нем работают более 80 высококвалифицированных специалистов, при этом производительность труда увеличилась в 2 раза.
В Вологодской области создано единое пространство бухгалтерского учета и отчетности. Благодаря внедрению юридически значимого электронного документооборота, унификации и стандартизации применяемых документов выполнены задачи по повышению качества ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, повышению производительности труда бухгалтеров, снижению расходов на выполнение учетных функций.
Бухгалтеры-бюджетники могут остаться без работы
Следует обратить внимание на то, что действующая нормативная база в области организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вопросы о деятельности централизованных бухгалтерий затрагивает мало. В связи с чем возникают трудности как в работе самих централизованных бухгалтерий, так и при их проверках.
Вероятно, скоро подобная норма появится в СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» или в Инструкции № 157н. А пока целесообразно в графике документооборота закрепить предельные сроки передачи документов, а в соглашении о передаче полномочий – нормы об их неукоснительном соблюдении.
Однако, район может исполнять только переданные полномочия поселений. Поселения могут передать полномочие по составлению бюджета и составлению отчета об исполнении бюджета. При этом, в 131-ФЗ нет полномочия, связанного с ведением бухгалтерского учета. Как, в таком случае, можно создать централизованную бухгалтерию?
В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги.
На 2018 год перед финансовой системой области поставлена задача по централизации бухгалтерского учета и отчетности в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях. Это позволит вывести управление муниципальными финансами области на качественно новый уровень.
Централизованная бухгалтерия создается по распоряжению государственного органа (органа местного самоуправления). Поэтому именно указанные органы принимают решение о создании централизованной бухгалтерии как структурного подразделения или как самостоятельного юридического лица.
Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; (п. 28 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред.
Необходимость создания централизованной бухгалтерии
Как правило, централизация бухгалтерского учета осуществляется на основании документов, принятых соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. В соответствии со ст. 162 БК РФ централизованные бухгалтерии создаются в организационно-правовой форме «учреждение» [1].
При этом порядок организации централизованной бухгалтерией централизованного учета и выполнение ею прямых функций не зависит от того, является ли она структурным подразделением органа государственной власти (органа местного самоуправления) или самостоятельным юридическим лицом. При этом структурные подразделения местной администрации выполняют отдельные управленческие функции в целях реализации полномочий местной администрации в целом.
Касательно казенных учреждений здравоохранения, культуры и образования действуют стандарты, определяющие уровень предоставления бухгалтерских услуг.
Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета в муниципальном образовании
К вопросам местного значения городского поселения относятся: (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; (п. 1 в ред.
В настоящее время законодательное регулирование в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) статуса органов местного самоуправления является весьма спорным, непоследовательным и коллизионным.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В настоящее время законодательное регулирование в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) статуса органов местного самоуправления является весьма спорным, непоследовательным и коллизионным.
Законно ли ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией, созданной по решению органа местного самоуправления в структуре местной администрации, в подведомственных ей учреждениях на основании соглашений?
История развивается по спирали. И вот на очередном ее витке Минфин России и Федеральное казначейство воссоздают нормативно-правовые основания для централизации бухгалтерского учета в бюджетной сфере.
Какие операции осуществляет учреждение
Важный момент: в данном случае речь идет о Единой учетной политике в целях бухгалтерского учета, и к ней не относятся документы, устанавливающие учетную политику для целей налогообложения.
Учредителем централизованной бухгалтерии выступает орган государственной власти, а на муниципальном уровне — администрация муниципального образования. Работа учетного центра осуществляется на основании устава, утвержденного учредителем (решением представительного органа муниципального образования).
Минфин планирует внести соответствующие изменения в отчетные формы и до внесения указанных поправок допускает самостоятельное дополнение форм отчетности строкой с наименованием должности «руководитель централизованной бухгалтерии».
Кроме того, при передаче ЦБ полномочий по ведению учета и составлению отчетности казенного учреждения следует отразить в Пояснительной записке (ф. 0503160) следующую информацию:
- о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации – централизованной бухгалтерии на основании договора / соглашения с указанием их реквизитов;
- информацию об исполнителе централизованной бухгалтерии, составившем бухгалтерскую отчетность.
Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.
Какой юридический статус имеют такие организации
КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.
Вологодская область реализует комплекс мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. Одним из них является проект по централизации учетных функций и построению единой информационной системы учета и отчетности, который реализуется в регионе с 2015 года.
Такой подход призван увеличить эффективность работы казенного учреждения и минимизировать расходы на ведение учета и подготовку отчетности.
Иногда принимается решение передать право первой подписи директору централизованной бухгалтерии. Тогда предварительно составляется доверенность.
В нем необходимо определить права и обязанности каждой стороны. При этом руководитель учреждения может, заключая договор, оставить за собой право первой подписи лишь по внебюджетному счету (или по всем счетам своего учреждения).
Централизованная бухгалтерия одновременно ведёт бухгалтерский и налоговый учёт сразу нескольких организаций. Чаще всего это ведомства и учреждения регионального, муниципального значения. Объединённая бухгалтерия также занимается их статистической отчётностью, документооборотом и делопроизводством. Конечно, с соблюдением всех норм российского законодательства.
Министерство финансов Оренбургской области инициировало централизацию бухгалтерского учета и отчетности в органах исполнительной власти и подведомственных государственных учреждениях еще в 2016 году.
Модель взаимодействия со стороны напоминает аутсорсинг. Но это не совсем так, потому что часто главный офис компании полностью контролирует деятельность ОЦО. В случае с аутсорсингом такое невозможно.
Формирование организационной структуры
Вместе с тем, с точки зрения эффективности управления и соблюдения гражданского законодательства, при формировании системы управления должны соблюдаться нижеизложенные положения.
В конце прошлого года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин в своем интервью «Российской газете», в частности, рассказал, что в 2020 году Казначейство займется бухгалтерским учетом еще 21 федерального органа власти.
Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 33) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин; (п. 33 в ред.
Еще в 2009 году на семинаре-совещании руководителей финансовых органов субъектов РФ «Задачи финансовых органов субъектов РФ по обеспечению исполнения бюджета в условиях кризиса», который проходил 18-19 марта 2009 года в городе Туле, было объявлено о необходимости новых подходов к централизации бухгалтерского учета.
Общий центр обслуживания, или Аналог в бизнес-структурах
Вместе с тем на неё возлагается ответственность за нарушения в ведении учёта или отчётности каждой подшефной организации.
Коммерческие организации тоже стремятся централизовать бухгалтерию. Об этом говорит статистика, всё чаще в России появляются общие центры обслуживания (ОЦО) — отдельные сервисные организации, которые ведут бухгалтерию нескольких подразделений или филиалов одной крупной компании.
Наши сессии превращают стратегическое планирование из случайного явления в метод работы коллектива. Мы помогаем использовать сбалансированные оценки (Balanced scorecard), управление по целям (MBO), ключевые показатели деятельности (KPI) для создания отказоустойчивых зарплатно-мотивационных проектов.
Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:
- приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
- коллективного договора;
- положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
- правил внутреннего распорядка.
Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Попытки воссоздать ЦБ в бюджетной сфере начались уже с конца нулевых XXI века. Особенно большой резонанс вызвали события в Санкт-Петербурге, где под разными предлогами руководители городских финансовых служб стремились в короткие сроки перевести большинство городских учреждений в районные ЦБ. Вместе с тем, не допускается совмещение в одной структуре властных и предпринимательских функций, функций исполнения и контроля, функций получателя и распорядителя бюджетных средств, запрещено осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.